... зона повышенного творческого риска *)

Беспредел-2. Спецтур. Приговор Bor_G

 

Насколько я понял, это был так называемый "спецтур". То есть были представлены лучшие произведения от каждой команды на заданную тему. Вследствие этого (во всяком случае, у меня) имели место некоторые, скажем так, повышенные ожидания. Увы (а также по моему скромному мнению, которое не претендует на истину ни в одной из инстанций), эти ожидания оказались ещё и завышенными. Не знаю, как оно так получилось, может быть, народ уже пребывает в предвкушении новогодне-рождественских праздников, беспробудных и беспощадных – однако приходится констатировать (опять же на мой личный вкус и цвет, на которые, как известно, членов партии коммунистов и прочих товарищей – нет) некоторую расслабленность в большей части...
 
Какие произведения хотелось бы отметить.
 
1. Снежная баба
 
Поставил последнюю оценку 4 не столько даже потому, что ожидал ещё какой-то большей "изюминки", а скорее из-за того, что этой большей "изюминки" ожидал в следующих конкурсных произведениях. Так и не дождался. Но решил эту последнюю оценку стиха явочным порядком не повышать, видимо, вспоминая произведения на предыдущих этапах, получившие от меня три высшие оценки.
 
Здесь имеет место ладно сработанный шестистопный анапест, с ощутимой цезурой после третьей строфы и внутренней рифмовкой там же:
 
--!--!--!- --!--!--!
--!--!--!- --!--!--!
 
Как уже не раз писал ранее, пяти-шестистопный анапест, да ещё с внутренними рифмами, да ещё "хорошо приготовленный" – это очень верное техническое решение на конкурсах. При наличии "руки мастера", да ещё если и содержательная часть не подкачает – практически заявка на победу. Так получилось и на этот раз.
 
Чего не хватило для высшей последней оценки? Наверное, чего-то большего по содержанию и по смыслу, чем простое "закольцовывание" в конце на начало. Нет, и так получается очень даже ничего. Но мне, почему-то хотелось бы ещё чего-то. Даже сам не знаю, чего. Может быть, это у меня блажь избыточная – тоже не знаю, так ли это...
 
2. Просто представь!..
 
Четырёхстопный амфибрахий с чередованием женской и мужской рифмовки – тоже неплохое техническое решение для конкурсов:
 
-!--!--!--!-
-!--!--!--!
-!--!--!--!-
-!--!--!--!
 
Обычно неплохо работает. Но при условии богатого смыслового наполнения, желательно полифонического, что ли, то есть отнюдь не одномерного и не однозначного. Здесь такие задумки имели место. И даже попытки. Вот только создалось впечатление, что автор дошёл до строчки номер 14, после чего задумался, отложил, ещё раз задумался, ещё раз отложил, переспал с этим, может быть неоднократно, ещё немного покрутил, повертел – и решил закругляться. А зря, честно говоря...
 
4. Эльф
 
Семистопный ямб – это вам не какой-нибудь пятистопный (на зависть Васисуалию Лоханкину), это тем более не четырёхстопный, как там всякие Пушкины и Лермонтовы писали. Это даже не шестистопный ямб, где можно было обойтись одной цезурой. Здесь (в семистопном ямбе) уже никак без двух (причём не "без двух на восьмерной в преферансе", а как раз без двух цезур). Вот и в данном стихе имеют место чётко прописанные две цезуры, причём первая разрывает третью стопу, а вторая уютно гнездится после пятой (причём не стопки анисовой, а опять же тоже стопы):
 
-!-!- !-!-! -!-!-
-!-!- !-!-! -!-!-
 
Технически выписано весьма исправно. На таком продолжительном размерном полотне бывает сложно не сбиться на слова-заполнители и прочие содержательные прогалы. Здесь этого, надо признать, в меру. Всё по большому счёту портит смысловой провал в финале. Который (по тому же большому счёту) – "ни о чём". Совершенно. Ожидать можно было (особенно при такой изысканной смысловой завязке сюжета) чего угодно, вот только не такой тривиальной развязки, взятой как бы из советского школьного учебника дисциплины "Этика и психология семейной жизни".
 
9. Снегурочка
 
В данном стихе фактически имеет место четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмовки. Вот только записано почему-то в виде восьмистопного ямба через цезуру:
 
-!-!-!-!- -!-!-!-!
-!-!-!-!- -!-!-!-!
 
Видимо, таким образом автору хотелось придать произведению некий дополнительный "вес", что ли. Который визуально и проявляется, достаточно сравнить подобную запись и запись традиционной "колбаской". Но такая форма предъявляет свои дополнительные требования. И в данном случае она сыграла с автором злую шутку. При записи с внутренними рифмами сильно бросается в глаза, если некоторые оконечные рифмы оказываются слабее внутренних. Вот и здесь, например: "крестом-костром", "медны-беды". Да и "сныть-стыть" – хоть и достаточно ладная рифма, однако своим присутствием только подчёркивает тот факт, что эта "засушенная сныть" присутствует в стихе скорее для этой самой рифмы. И, к сожалению, не только эта "сныть" здесь присутствует скорее для того, чтобы занять место в ставшей пространной стихоформе.
 
А задумка была неплохая. Жаль. Надеюсь, что автор ещё немного доработает этот стих.
 
* * * * *
 
Остальные же произведения на конкурсе (заранее прошу прощения у авторов и представляемых ими команд за своё, сугубо субъективное мнение) показались, как на мой непросвещённый вкус, где-то одинаково среднего уровня. Так бывает, и довольно часто, когда пишется на конкурс, может быть, без нужного и должного настроя. Или в условиях дефицита времени. Или по каким-то другим причинам. Разница в оценке (исключительно в первой) объясняется в основном "техникой исполнения". Надеюсь, что авторы и сами знают (или хотя бы догадываются), над чем там надо ещё поработать (и надо ли вообще).
 
 
И в заключение. В преддверии новогодне-рождественских праздников как же можно обойтись без тоста? Никак нельзя. Так что извольте. Праздничный тост:
 
Командир воздушного судна выходит в салон и обращается к пассажирам:
– У меня для вас две новости, плохая и хорошая. Начну с плохой. У нас отказали все двигатели, не работают все приборы, произошла полная разгерметизация самолёта. На этом позвольте откланяться – командир корабля и экипаж прощаются с вами...
Разворачивается и идёт назад в кабину. В салоне поднимается дикая паника, вой, проклятия. И только в первом ряду некто спрашивает командира:
– Простите, но Вы говорили, что есть и хорошая новость...
– Ах, да, хорошая новость. Извините, забыл сказать – на наше счастье, мы ещё не взлетели...
Так выпьем же за то, чтобы плохие новости всегда сопровождали новости хорошие, компенсирующие и превозмогающие эти плохие новости. И чтобы всегда находился некто, кто обеспечивает соблюдение такого порядка. А остальное – приложится...
 
0
Оценок пока нет
Свидетельство о публикации №: 
10679
Аватар пользователя Тень Ветра
Вышедши

Хм... Я смотрю судьи как-то подозрительно начали нас поздравлять с Наступающим...RunnerНеужели прощаются с нами и 4 тура не будет? Или 4-й тур перенесен на 2019-й, но нам пока об этом не говорят?Wink

0
Оценок пока нет