Предел возможного (тур 3, обзор, часть 2-я)
Здравствуйте, господа, мы продолжаем наше приятное общение, и с вами вновь маркиза де Сад. Прошу садиться, сейчас вам подадут кофе.
Итак…
10. Бывает так
Прочитав первый катрен, я подумала, что название стихотворения надо срочно поменять на «Самокритичное». Представился ЛГ – плоский, тупой дрейфующий скат… На которого, по несчастливой случайности, напарывается взгляд заведомо разумного мистера из космоса, моментально пробивая броню этой чисто земной невменяемости…
Даже удивительно, как этот землянин вообще смог вступить в какой-то контакт, кроме полового…
Очень непатриотично… Вам надо было не к нам, а в гестапо обратиться - как потенциальный предатель родной планеты получили бы полный комплект процедур.
А я вам более 15 плетей не назначу, хоть вас и пробило поймать контакт с инопланетным разумом. Как он себя чувствует, интересно, этот разум, после контакта…
Нет, идея, безусловно, интересная. Исполнение – скажем так, на любителя. В этой работе мне нравится романтичная идея, нашедшая отражение в финале:
И всю свою оставшуюся жизнь
ты будешь лабиринтами кружить,
ища мираж, светящийся в тоннеле.
Вот это хорошо. А кричащий контакт, вопящий свет, напалм… Это темпераментно, конечно. И многим нравится, ибо задорно и симпатично… Нууу, возможно, не идеально. Зато весело.
Интересно, кстати, что за идея-то была, которую этот скат сумел поймать? Вот бы узнать… ))
11. Падла прошлогодний снег
Вроде бы ровненько, гладенько… Читаю раз, другой… Делаю усилие, чтобы проникнуть в суть… О чём?
Да практически ни о чём. Год уходит, прошлогодние беды поднимаются к небу медленным паром. Превращаются в миллиарды снежинок. Возьми и позвони ей! И она приедет.
«Ново», чего там. И так ровненько-гладенько, что похоже на пустую болтовню…
Явных ошибок нет, как и интересных находок.
Сбросит пальто, раскрасневшись от бега…
Она пришла с мороза раскрасневшаяся, ага… Дефачкавая трескотня, афтар. Даже если вы мальчик.
5 плетей. Идите потом домой. Вы слишком легковесны…
Хотя… Есть лёгкость и есть пустота. И я прошу всех присутствующих это отметить для себя. Беда этого тура в том, что устроители попытались объединить необъединимое: глубь и прибаутки. Техническое задание превратило третий тур в сплошной кошачий концерт... Впрочем, авторы тоже виноваты. Никто не заставлял выбирать только русско-народно-кошачье разудалое направление…
И в этом смысле автор стиха № 11 заслуживает скорее похвалы. Фразеологизм «прошлогодний снег» не столь откровенно фриволен и не так далек от глуби, как, допустим, «баба с возу – кобыле легче». Но общей легковесности контента этому автору избежать не удалось…
Как удалось это сделать, к примеру автору работы № 1. Я извиняюсь за вторжение в чужую десятку, но № 1 – очень яркий пример настоящей лёгкости, в отличие от болтливой легковесности многих других работ. Стиш – парящий, оторванный от жизни, несмотря на заверения автора в крепчайшей привязке ЛГ к земле. Это отличный образец абсурда, допускающего сосуществование таких диаметрально противоположных вещей, как огородная грядка и полёты к звёздам. В то же время «некий джентльмен» – объёмный персонаж, выписанный умелой кистью. Так и видишь его, выдёргивающего из шкафа телескоп и несущегося прыжками на чердак, в импровизированную обсерваторию.
Я даже не сказала бы, что этот человек сделал выбор в пользу кабачков – так сказать, предпочёл синицу в руках. Он никогда не сделает окончательного выбора, потому что наполовину живет там, наверху, где дают лакать лунное молоко из ковша.
Ой, извините, кажется, занесло. Старческая болтовня в сочетании с садизмом… Пардон. Возвращаюсь к вашим баранам.
Кстати, «Падла прошлогодний снег» – звучит, конечно, миленько и усмешечку вызывает, но падла-то, собсно, никак и не выстрелила. Только созвучием с «падал» погрело – и досвидос. Никакой такой особой подлянки от неё в тексте не наблюдается, а жаль…
Итак, в № 1 мы увидели лёгкость абсурда, объёмный, вызывающий симпатию образ, а тут, в № 11? Мы тоже настроены на формирование образа, ждём его… А где же он, собсно…
Вот это?
Верно, сперва обзовёт идиотом
И посулит тебе хрен и горчицу,
После остынет: «Приеду, чего там!»
И непременно на встречу примчится,
Глянет насмешливо и отрешённо,
Сбросит пальто, раскрасневшись от бега…
На оторочке её капюшона
Тают следы прошлогоднего снега.
Да ведь любая героиня подойдёт под это описание… Ну, прошлогодний снег, да. Тает, падла. А девушка где?..
Нет, забывать о глубокой теме тура, сосредоточившись исключительно на ежово-кошачье-ниочёмном, всё же не стоило…
Все в этом туре мило, славно, мимимишно, междусобойно и по-доброму… Так благолепно, что хочется бросить гранату в этот кошкин дом и гаркнуть сипло: хде хлыбь, храждане?
Или это – тяжелый и гадкий взгляд де Садов? Возможно. Но боюсь, что устроители конкурса всё же что-то имели в виду, предложив и тему глыби, и убийственное техзадание… Тэкскэзэть, у симбиозе.
Хотя большая часть контента создавалась, похоже, в анабиозе…
Наверное, хитрые устроители ставили целью выявить истинные таланты, способные преодолеть любую преграду, совершить невозможное… И, между прочим, такие нашлись, хотя миссия была, прямо скажем, почти невыполнима…
12. Беретта
И вот как раз такой случай! Ура. Ничто не помешало автору пойти по собственной, а не проложенной мильоном котикоф тропке…
Во-первых, читать интересно. Во-вторых, исполнение отличное, а не дритатушки-дритата под гармошку.
А когда содержание отличается глубиной (причём ничто не мешает иногда глубокому быть еще и лёгким и наоборот), то почему-то и грамотность оказывается обычно на месте, и втычек нет…
Нет, конечно, мы не впервые видим, как авторы пытаются повернуть жизнь вспять, но здесь это так лихо, молодо, задорно… Русская рулетка. Гусарством повеяло… А этапы, между тем, у ЛГ нелёгкие…
Это стихотворение – одно из лучших в этом туре, на мой взгляд. Есть просто изумительные находки. Вот это, например:
Кто-то из тех, кто чудовищно подземелен, или из тех, кто заоблачно небесат…
Или это:
Память шершаво слизала мою ухмылку…
Спасибо, автор, извольте получить 25 плетей…
Схожу перекурю. Под кофеёк. Расчувствовалась от положительных эмоций. Уступаю временно место молодому маркизу. Потом приковыляю обратно. С новой порцией крючьев и свечей – горячий воск на коже выглядит вполне по-новогоднему…
Чао, бомбины…
13. Vade mecum*
Образ ЛГ очень узнаваем, это Quasimodo. Слепой, глухонемой, физически сильный (поднимается в гору без труда), плебейского происхождения (удалился на Авентин). И обращён к Богу. C'est pourquoi шутить мы с ним не будем. В конце концов, наша семья всегда покровительствовала божьим людям.
En plus здесь есть находки, которые – как вы говорите? – très esthétique. «Поймав закатом брошенную нить», «улеглась внутри неразбериха», «вдыхая охру, золото и медь», «как будто приближающийся шквал».
С другой стороны, есть в этом что-то крайне притягательное, невероятно возбуждающее – глядя в чистые, невинные глаза зависимого от тебя существа, открывать ему чудо боли, смерти, показывать ад и причинять очищающее страдание… Oh mon dieu! Dépêchez-vous! На дыбу его! Кнут мне пожёстче, пятнадцать… нет, сразу восемнадцать ударов… для начала… И оставьте нас!
Mamie, продолжайте, я некоторое время буду занят.
14. Черт побери, или Ищите женщину
Охо-хооооо… Все работы в этом туре разделились на собственно стихи, сборники прибауток, и плачи Ярославны о несчастной любви и котятках.
Здесь у нас – сборник прибауток. К месту – не к месту, смешно – не смешно… Главное – навтыкать фразеологизмов. Чтоб жюри тоже на них пофтыкало…
Одна строка понравилась. Даже не сама строка, а то, как значимо и многообещающе она явилась. После паузы:
Нам, рогатым, больше нравится проза:
вместо баров, казино и нарядов -
самогон, картишки да папиросы ...
Но однажды появились наяды.
Но увы. Вплыла строка про наяд, да не выстрелила. Финал невразумительный. Ну разобрали черти красоток… И что?
Что дальше-то было? Смазанный финал, чёрт его побери…
Не, все-таки, у этих чертей – настроение скучающих пенсионеров:
Тихо в омуте у нас и спокойно:
тина, ряска да сомы с карасями.
Нет ни пыли тут, ни шуму - на кой нам?
Все проблемы разрешаются сами…
Серенько у них там.
А вообще, всё это заседание похоже на работу жюри. Ну, сами посудите:
Я тут главный. Но забот - на копейку:
рыбаков пугать – не много мороки,
не давать вертеть хвостами уклейкам,
с подопечными быть добрым, но строгим…
Никого из судей не напоминает? По-моему, всех!
…отрабатывать команду "изыди!",
нерадивых пересаживать в лужу… (гу-гу-гу)
Только узды, как везде, в дефиците:
на одну - чертей по несколько дюжин…
Можем поделиться! У де Садов в подвалах – и узды, и вожжи, и ошейники с шипами…
А как вам вот это признание?!!
Нам, рогатым, больше нравится проза…
8 плетей вам. Причём не за стихотворение. А за тяжкий труд жюриста.
Куда наяд дели, нечистая вы сила?..
15. Долгое прощание
Долгое прощание – это лучше, чем сборники дритатушек. Это ближе к «плачам». Нет, автор не очень ноет, отдадим ему должное. Но и яркого тут мало. Единственное, что хочется выделить – пару строк, рисующих фон. Это зимняя Москва, вернее, попытка ее показать. А ведь эта попытка и делает стиш живее и объемнее некоторых других любовных «плачей»… Вот не было бы строк о Москве – что бы осталось? Невразумительный бес, зачем-то залезший в ребро? Кстати, что такого натворил герой с бесом в ребре? Правильно, ничего. Танцевал до утра, послал к чертям тех, кто думал наоборот: уйдет, мол, слабо ему на целую ночь задержаться…
Нууууу, знаете… Если для того, чтобы подзадержаться и растянуть прощание на одну ночь, нужно, чтобы бес в ребро воткнулся… Тогда конечно. Обмельчало поколение…
Хоцца посмеяться, да «гу-гу-гу» пристанских деушек раздражило…))))
Ну ей же богу, у него бес в ребре, а он томно кружится всю ночь, даже не отпустив таксиста… Еврейская мама, что ли, дома ждёт? Или итальянская маммамия? Гу-гу-кхе-кхе-кхе…
Да, кстати, «наверно» – разговорное словцо. Для стихов лучше выбирать «наверное».
И больше чудного фона, больше объема!
А пока 8 плетей. Могло быть больше.
16. Медный лес
Отличное стихотворение. Несмотря на то, что волки в конкурсе уже появлялись, но надоесть не успели. Образ живой, вольный, фразеологизм – к месту… Сопоставление тоже. Два пленника в замке… эээ… почти в замке де Садов.)) Представилась картина «Иван-царевич и серый волк». Только без царевича. Зачем нам царевич?
В замке царевна томится, в золотой клетке и в бархате. Совсем как ЛГ около своей побитой миски.
Миска с похлебкой и бархат в одной цене,
Если за это оставят лишь сны о воле…
Вот и назначают две пары несытых глаз, находящихся по разные стороны от решётки, тайную встречу, вступают в сговор, планируют побег…
Замечательно, автор. Нестандартно.
Эпитет «медный» очень хорош. О свободе – шикарно:
Всякой свободе положено быть такой –
Пряной, как воздух, и острой, как серп друида.
Это ещё одно стихотворение во второй десятке, которое я отмечаю как фаворита.
Назначено 25 плетей. Или в клетку с волками… А потом, так и быть, отпущу вас в ваш медный лес. Как, автор? Хлебнем свободы?
17. Полет с Мураками
Мдя. Дритатушки чистой воды.
Какой, к чёрту, Мураками? Автор его не читал. Он читал фразеологизм «японский городовой». Вернее, знал с детства, как и «япону маму».
Юмор… угу, есть:
Какая ж это тётя-мотя?!
Гу-гу-гу-гу… Ещё смеяться или уже хватит?
Думаю, достаточно.
2 плетки. И – в сад.
18. Будет маис желтеть
Из разряда «плачей». Я бы сказала, всем плачам плач. Классическая слезодавилка.
И маис желтеет, и душа сукой скулит…
Слушайте, ну да, старость – не радость. Но и не повод завывать, портя настроение тем, кто моложе тебя…
Нет, автор, извините. Ну как вам плети прописывать? Потом не заснешь от вашего воя до конца жизни…
Идите себе, пёс его знает, как с этой работой быть. То ли обреветься, то ли вовсе не читать…
Доставляет же некоторым дергать за одну струну и души раздирать слабонервным.
Ладно, 2 плети – и на выход. Настоящее садо-мазо не про вашу честь…
19. У каждого своя война
Глубоко… Ой, как глубоко закопан смысл этого стихотворения. Где Ева Браун, а где наш конкурс с фразеологизмами…
Так. Рукописи не горят. Нет, вы меня извините, но де Сады привыкли разбираться до конца… Лезть под кожу, так скажем.
В Германии жгут книги. Фрейд, Ремарк… Понятно. Что рукописи их не сгорели, тоже понятно…
А Ева Браун тут при чём? Послушная, недалёкая Ева. Она любит. И раз надо жечь – сожжет свою графомань. Дневник и локон. О, господи.
И что? Её рукописи тоже не горят? Допустим.
А дальше? Хотелось бы узнать, как далеко тянется мысль автора…
Но я не вижу никакой другой идеи, кроме самой банальной: любовницы и жены личностей-в-истории тоже имеют свою маленькую жизнь и ведут свои войны… Некоторые преданы… Не делу, так самому вождю… Надо жечь – сожгут стихи, любовь, самоё себя…
Но почему-то эта мысль кажется недостаточной. Остается недосказанность.
Ева Браун. Ещё одна жертва. Много ли мы о ней знаем? Узнаем ли что-нибудь новое из этого стиха? Что должны почувствовать, по задумке автора? Сочувствие? Презрение? Отвлечённо подумать: вот ить как оно?..
Нет, как хотите, а не поражает это произведение внезапной глубиной… И даже приблизительного отношения самого автора к ЛГ я не увидела. Нейтрал. Взгляд уличного зеваки – наблюдение без выводов…
Возможно, автор хотел показать нам сорванную ветром пушинку одуванчика, пролетевшую и сгинувшую бесследно… Но это уже размышления читателя. Автор просто упоминает известное имя – бог весть зачем…
Но может быть, я ошибаюсь. Всегда возможно, что комментатор недопонял, недотумкал, ошибся, отвлёкся, заснул, наконец, над вашим шедевром… Жюри вообще всегда всё понимает неправильно… Тогда прошу прощения и готова увидеть незамеченное, искать чёрную кошку в темной комнате... Но только если она там есть.))
Пока – только 5 плетей.
20. вход-выдох
Стихотворение показалось мне неплохим. По крайней мере, живым, не забитым прибаутками и не превратившимся в плач.
К сожалению, в нем присутствуют откровенные ошибки.
Меж нами проёмы. Мне хочется просто забыть,
как мы обоюдно легко преклонялись обиде.
Преклоняться – перед кем? чем? Например, перед подвигом, перед каким-то человеком…
Но не преклоняться кому-то или чему-то…
За долгие годы немало набили с тобой
шкафов ширпотребом, тарелок, оскомин и
цену…
Набили немало шкафов (мн.ч), тарелок (мн.ч), оскомин (мн.ч) и – почему-то – цену (ед.ч)…
Но я продолжаю тебя, ненавидя, любить,
а ты продолжаешь любить, но меня – ненавидеть…
Ожидаемое противопоставление здесь – «любя, ненавидеть». А не «любить, но меня ненавидеть». И если нужное выражение не лезет в строку, то не надо надеяться, что мелкие ухищрения спасут дело и «слегка не то» прокатит. Не прокатывает. Надо искать вариант, куда впишется именно «любя, ненавидеть», а не приблизительные корявенькие подобия.
Надо, Федя, надо. А не можете – так и скажите, и нечего ждать от читателей восторгов. Тем более от таких омерзительно придирчивых садистов, как мы, прости господи…
Забавно то, что нужный вариант в конце концов обязательно сыщется, ибо где-то, видимо, уже существует.)) Раскопать его – наша задача…
10 плетей за искренность чувств-с. Хотя мужчине лезть в ванну с лезвиями и некомильфо. Лучше в пыточную. Идите. Лезвия свои? Весьма предусмотрительно.
Мне нра :) Семейка слегка посуровела, жадничает, но интересно очень читать :) Где-то хочется подойти и отобрать плётку, где-то со своей- и добавить... Но молодцы :)
С удовольствием поделюсь плеткой с госпожой Ветровоск!))
Согласна с Эсме))) Читать интересно)) И тут у меня тоже многое совпало в восприятии произведений.
Порадовали и садизм, и творческий подход))
Спасибо, Ада. Писали честно, не сомневайтесь.
И... мы - не одна женщина-критикесса.)) Нас действительно четверо. Плюс кот.))